Определение
1. Бизнес-сообщества - это объединения предприятий на основе кооперации по
товарно-сырьевым отношениям, по технологической кооперации и по управленческой
кооперации в форме корпораций, трестов, холдингов, синдикатов, союзов, картелей
и пр.
2. Бизнес-сообщества - это объединения предпринимателей, работающие в
партнерских отношениях и объединенные общим интересом увеличения прибыли за
счет снижения издержек и за счет экспансии на другие территории.
Структура
бизнес-сообщества.
Вспомним охоту на мамонта. В одиночку
его перебороть. Бизнес-сообщество нужно для минимизации накладных расходов всех участников процесса удовлетворения какой-либо
потребности. Деньги зарабатываются только конкретными бизнес-единицами -
предприятиями. Бизнес-сообщества деньги не зарабатывают. Они позволяют их
только экономить и делать короче путь от потребителя к конкретному предприятию.
Происходит это за счет более четкого понимания и полноценной эксплуатации
компетенций каждого предприятия при удовлетворении потребности потребителя,
вокруг которой сформировано бизнес-сообщество. Центрами кристаллизации,
формирования бизнес-сообщества являются потребители, точнее их конкретные потребности.
Для того, чтобы предприятия зарабатывали деньги, бизнес-сообщество
должно не просто существовать. Оно должно развиваться.
Институты
регулирования бизнес-сообществ.
Основа развития бизнес-сообществ
– их правильное построение. Независимо от типа, бизнес-сообщества регулируются
одинаковыми институтами управления. Основными институтами являются:
1. Центр стратегического управления (клуб) – с него начинается
формирование бизнес-сообщества, он координирует его деятельность, на нем
принимаются решения о составе бизнес-сообщества и стратегии его развития.
Работу клуба организует лидер БС.
2. Центр подготовки и
аутсорсинга персонала (кадровый центр) – его цель распространение компетенций
внутри бизнес-сообщества.
3. Центр исследования и разработок (R&D-центр)
– его задача прогнозировать, а зачастую и предугадывать развитие потребностей
клиентов.
4.
Центр стандартизации – его задача обеспечить слаженную
кооперацию и сократить путь предприятия к конкретному потребителю.
5. Центр PR,
рекламы и социального продвижения – его задача формировать потребности
потребителя, обозначать сферу интересов предприятий бизнес-сообщества и
создавать вокруг них позитивной среды.
В результате
правильного применения институтов мы получаем не только количественный рост
бизнес-сообщества, но и существенное изменение его качественной структуры:
наряду с увеличеснием количества его членов, их четкой сегментацией и
позицинированием, происходит существенное усложнение структуры связей между
ними. Это повышает устойчивость и стабильность как самого бизнес-сообщества,
так и каждого предприятия бизнес-сообщества по отдельности.
По мере развития бизнес-сообщества
и укрепления связи между предприятиями улучшается понимание потребности
потребителя бизнес-сообщества, происходит дележка рынка этой потребности,
предприятия бизнес-сообщества начинают более четко позиционироваться в цепочке
добавленной ценности и прибыльности, они начинают более эффективно использовать
свои ключевые компетенции. Они начинают получать прибыль адекватно своему
вкладу в удовлетворении потребности. Эта прибыль увеличивается по мере развития
бизнес-сообщества.
Типы бизнес-сообществ.
Существует три типа
бизнес – сообществ: бизнес – сообщества по сырьевой цепочке, бизнес –
сообщества технологической кооперации и бизнес – сообщества управленческой
кооперации:
Параметр |
Бизнес –
сообщества |
||
по сырьевой
цепочке |
по технологической
кооперации |
по управленческой
кооперации |
|
Лидер бизнес - сообщества |
Предприятие, имеющее максимальную прибыль |
Предприятие - производитель технологий |
Предприятие (государство, группа) - производитель технологий
управления |
Цель лидера бизнес – сообщества |
Монополизм и территориальная экспансия |
Распространение технологий и расширение прибыли за счет
сервиса |
Распространение своих технологий на максимально возможную
территорию |
Члены бизнес - сообщества |
Предприятия, входящие в цепочки товарно-денежных отношений от
конечного покупателя |
Предприятия,
использующие аналогичные технологии |
Предприятия, стремящиеся повысить эффективность менеджмента |
Цель нахождения в бизнес – сообществе |
Сохранение гарантированных финансовых поступлений |
Повышение прибыли за счет снижения издержек |
Получение сверхприбыль за счет инновации менеджмента |
Механизм кооперации |
Лоббирование бренда |
Лоббирование цеховых интересов |
Лоббирование идеологии бизнеса |
Целью нахождения
бизнесменов в бизнес-сообществах по сырьевой цепочке является сохранение
гарантированных финансовых поступлений от цепочек товарно-денежных отношений.
Вокруг конечного покупателя формируются цепочки товарно-денежных отношений вне
зависимости от того, что является конечным продуктом:
автомобили, мебель, еда или путешествия. Фирмы начинают создавать свои бизнес –
сообщества, в которых объединяются представители компаний, находящихся в одной
цепочке ТДО от конечного потребителя до сырья. Например, цепочка по продаже
автомобилей включает: автосалоны, сервисные станции - автозавод –
производителей агрегатов и отдельных механизмов – поставщиков полуфабрикатов. В
такой цепочке всегда выделяется лидер – то предприятие, у которого более
высокий уровень менеджмента и у которого максимальная добавочная стоимость
своего продукта. Лидер имеет максимальную прибыль и максимум ресурсов для
развития, поэтому лидер имеет возможность диктовать условия работы всем, кто
стоит за ним. Ввиду высокого уровня менеджмента лидер начинает «тянуть» своих
партнеров по бизнесу. Причем, если партнеры развиваются, как того требует
лидер, то партнерам гарантируется стабильность денежного потока. В результате
партнеры остаются в цепочке лидера и поставляют ему свой товар, либо получают
от него продукцию на выгодных условиях. Для контроля уровня развития
менеджмента члены цепочки периодически проводят аудит 2-й и 3-й стороной по
требованию заказчиков.
Целью нахождения
бизнесменов в бизнес-сообществах управленческой кооперации является обмен
опытом среди производителей однотипной продукции. Лидером в таком бизнес –
сообществе является предприятие, производящее передовую технологию, которую
члены бизнес – сообщества могут адаптировать для собственной специфики. Путем
использования передовых технологий предприятия снижают свои производственные
издержки, тем самым повышая прибыль. При этом другим
важным фактором, обеспечивающим повышение прибыли, является поддержание цен на
сырье на требуемом уровне.
Целью нахождения
бизнесменов в бизнес-сообществах управленческой кооперации является улучшение
качества своего менеджмента за счет использования наиболее удачных технологий управления.
Авторы
статьи:
Андрей
Бойцов – helen36@nm.ru
Александр
Яковлев – sven-7@mail.ru
Редакция: 08.02.2009 10:00:00