РейтингMail.ru




«Экономика со смыслом» 

Манифест новой экономической политики  

Часть 4. Я-технология (роль человека и образования) 

Введение 

Переходный период между цивилизациями обязательно потребует изменения если не формы, то содержания образования, индивидуального подхода, как к ребенку, так и к взрослому человеку. Потому что информационное общество обязывает человека постоянно повышать свои навыки, учиться новому, что бы оставаться полезным обществу и получать свою долю социальных благ. Образованные, социально благополучные пассионарии  - это единственная наша надежда на мирный характер регулирования потоков миграции людей в период смены цивилизаций. Вариант военизированного управления здесь «не прокатит». 

Глава 1. Трудовые армии 

Подготовка людей с повышенной пассионарностью, неординарных, энергичных – это проблема номер один во всем «цивилизованном» мире. Но не в странах третьего мира.  Российское образование в последние годы «заточили» на работу с массовой  посредственностью. Это удобно для чиновников, но пагубно для всех, кто хочет активно жить и работать хотя бы ближайшие десять-пятнадцать лет. Попробуйте ехать вперед на автомобиле глядя только в зеркало заднего вида… Строя будущее, надо руководствоваться знанием прошлого, а не его правилами жизни. Греческая образовательная система, по образу которой построено обучение и воспитание молодого поколения в доиндустриальном мире предусматривало индивидуальный подход, который при капитализме был выхолощен принципом массовой подготовки. В капиталистических странах система воспитания и образования построена на идеалах семнадцатого века, когда требовалось подготовка для общества оболваненного но квалифицированного участника производственного процесса. Умеющего обращаться с оборудованием, но неспособного к восприятию сложного мира экономических и социальных отношений.  Это естественно. Индустриальный капитал требовал для промышленности унифицированные трудовые армии – обученных дураков. В начале девятнадцатого века тупой физический труд составлял 80%, в начале двадцатого – 70% всей эксплуатации человека человеком. Но сейчас, в начале двадцать первого века, доля физического труда упала до 30%. (Шетинин. В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 12. С.42-49). Тренд производства изменился и изменился резко за последние пятьдесят лет. А подходы к массовому образованию остались прежними. Дорога из сегодня во вчера. Навязываемая дорога. 

Глава 2. Я-технология 

Принцип «Я-технология» - это биологическая основа выживания в условиях глобализма.

В социуме, как и в биологии, примитивные организмы всегда побеждают более сложные. Если членов коллектива не отбирать и туда просочится человек с более низким уровнем культуры – он своих целей в социуме достигнет. По крайней мере, коллектив развалит. Обучать их, вкладывать в них деньги бессмысленно – они не вырастут и не разовьются. Но карьеру сделают, потому что приживалы. Выжить их невозможно, потому что они тратят на выживание все свое время, а руководство позволить себе такой роскоши не может – кому то надо и работать.  Если еще в компании принята система карьерного роста, привязанная к выслуге лет, как на госслужбе, то со временем такие личности захватывают всю структуру.  А потом мы сетуем на их ригидность и наплевательское отношение к населению.

Форма видового выживания изменилась. Начав с себя, с осознания своей личной ответственности и овладения идеологией «Я-технология», можно будет переходить на уровень эффективности социальных отношений. Для бизнеса это означает создание интегрированных бизнес-структур. Не сразу, для начала надо начинать с грамотного управления бизнесом в рамках отдельных компаний. Но ориентироваться уже надо на горизонтально интегрированные бизнес-структуры. Для общества это означает подъем социальной активности граждан, патриотизма и семейных ценностей. 

Глава 3. Глобальный тренд потребления 

Древняя Китайская мудрость гласит, что человек в своем развитии может пойти четыре стадии отношения к миру: восторженная (детство); эгоистичная(юность); общественная (зрелость); духовная(старость). Может, но не всегда проходит. Многие «застревают» на полпути. 

В детстве человек радуется миру. Он только входит в этот мир. Его жизнь защищают родители, природа только познается. Восторг бытия захлестывает сознание. Через чувства формируется душа. Человек ничего не ждет от мира, кроме нового дня и новых эмоций. Но идет время, ребенок взрослеет, идет половое созревание. Появляется потребность в продлении рода. А для этого нужно создать свой маленький мир, отгородить себе кусок мира, где будет продлеваться его род.

Человек переходит на эгоистичную стадию жизни. Выбирает себе пару, с которой будет иметь потомство. Обеспечивает свои потребности сам, работой или предпринимательством – не важно. Важно, что он берет от мира все, что может, чтобы продлить свой род, создать свой мир. Это период потребления и жесткой конкуренции с другими людьми. В этот период формируется и крепнет дух человека. Закаляется воля и принципы жизни. Формируются ценности. Проходит время. Дети растут, становятся самостоятельными и человек начинает заботится о том мире, где они будут жить, а он – доживать.

Сил еще много. Как говорят ученые, если самый творческий возраст в 25 лет, то самый продуктивный в 45. Человек начинает совершенствовать мир, от которого он недавно забирал все ресурсы. Он создает мир, в котором было бы удобно и безопасно жить всем. Жизнь становится спокойнее, время течет медленнее, но неуклонно. Физические силы начинают уходить, сменяя энергию на мудрость. В этот период человек начинает постигать смысл жизни и бренность бытия.

Человек начинает все больше задумываться о вечности, о смерти. Он приходит к идее Бога и потребности в подвиге. Человек начинает служение, внося свой вклад в Вечность.

К сожалению, не все люди проходят через все четыре стадии. Большинство «навечно» зависают в стадии эгоизма. Это выгодно капитализму и уходящему укладу жизни. Потребляй и не думай. Твоё «Я» выражают твои вещи. Тренд, который великолепно используют глобальные торговые сети.

Как и человек, все человечество проходит через свои стадии зрелости. Похоже, что сейчас мы в конце эгоистичной стадии. Тренд потребления еще силен, но все больше людей начинают сходить с рельс безудержного накопления благ – бесконечной смены квартир, машин, яхт и произведений искусств. Человечество не может не потреблять, пока экономикой правит Капитал. Но человечество не сможет и выжить, пока им правит потребление. Люди это уже понимают. Но пока не понимают, что надо делать, поэтому просто начинают потреблять разумно и экономично. Смыслом потребления становятся не вещи, а сам человек. Как продолжение это тренда – совершенство мира, где живет человек, то есть переход всего человечества на стадию зрелости – стадию общественного развития. Условием такого переходя является новая экономическая парадигма. 

Глава 4. Скованные одной цепью 

Человек, взявший на себя ответственность за свою судьбу и судьбу человечества, будет нести на себе еще бремя неудобств, связанное с тем, что большинство людей еще живёт и мыслит парадигмами прошлого. Эта плата за право стать элитой будущего  в настоящем. Любой человек, который соответствует времени, своими действиями влияет на ход истории, на распределение информационных, человеческих и финансовых потоков. Закон денег гласит: делают деньги обыватели, собирает деньги мейнстрим, а распределяет деньги элита через истеблишмент. Человек, который  соответствуют идеалам будущего, в настоящем становится элитой. Становится тем членом общества, который получает вознаграждение в виде возможности изменять мир так, как он может изменять себя. А это высшее счастье любого творца.  Недаром в середине прошлого века Абрахам Маслоу поставил потребность самовыражения на вершину своей знаменитой пирамиды. Кстати, в ней отражены древние эзотерические знания об устройстве мира.

Осознанное потребление означает продумывание заранее последствий принятых решений и планирование выхода из нежелательных ситуаций, которые могут возникнуть. Например, изобретение солнечных батарей потребовало изначально применение сложных и экологически «грязных» технологий. Экономическая целесообразность превысила экологическую разумность. В дальнейшем технологии стали менять, но почему бы это не сделать изначально на опытных партиях. Вопрос в приоритете ценностей – что важнее, жизнь или деньги. Тоже происходит и у нас в стране с газоразрядными лампами.

Если мы принимаем решение, что то купить, то должны сначала продумать, как мы будем это утилизировать. Покупая вещи нам надо знать, что мы за них платим, кроме денег. Китай производит кучи «одноразовых» детских игрушек сомнительного качества. Они стоят дешево, но обходятся нам дорого – газ, нефть и энергия расходуются на то, что бы бросить на землю кусок пластмассы, цикл разложения которой несколько сотен лет. Земля не успевает регенерировать наши прихоти. Нам надо думать не только о цене, но и о ценности покупки. Цена не адекватна стоимости. Китайские игрушки дешевы не из-за дешевизны рабочей силы, а из-за низких накладных расходов. Их экологическое законодательство позволяет фабрикам работать без очистных сооружений и не тратится на защиту экосистемы. Покупая их игрушки, мы платим не только деньгами, но и чистым воздухом, питьевой водой, энергией и углеводородами. Ради того, что бы лишит себя еще одного куска плодородной почвы под грудой отходов. Это цена минутной прихоти и неразумного, безответственного потребления.

Индустриальная цивилизация передает в наследство горы мусора и проблем, которые нам с вами надо решит в переходный период – в ближайшие тридцать лет. Человечество нанесло себе и природе непоправимый урон, чего стоит только запуск генных мутационных процессов. Для начала надо хотя бы остановить вышедшие из-под контроля процессы. 

В нашей цивилизации инстинкт самосохранения,  который трансформировался из биологического в социальный уровень, перестает быть действенным механизмом биологического выживания человечества. В наступающей, постиндустриальной,  цивилизации, выживание связано с вырабатыванием нового, не примитивного, инстинкта самосохранения на принципах «Я-технология». Его основа – полезность для общества. Девиз «спасайся кто может» сейчас означает «прими смерть последним». Выжить это значит «один за всех и все за одного». Принцип на уровне разума старый, на уровне подкорки новый. Если новый инстинкт выработается, сначала на сознательном, а потом и на рефлексивном уровне, то человечество ждет долгое будущее, ничуть не меньшее, чем прошлое. Хотя по меркам нашей планеты десять тысяч лет это не срок.  

Дефицит природных ресурсов, пространства и, прежде всего, энергии, заставит не только экономить, но и изобретать способы обнаружения и привлечения ресурсов. Как не парадоксально, это вопрос информации. Она станет основным ресурсом.

Глава 5. Чужой пример заразителен

Информация управляет потоками. Потоками людей, вещей и денег. Человек, управляющей информацией управляет миром.

Умение не просто увязывать свои интересы с интересами других, а осознание, что без такой увязки действия лучше вообще не осуществлять. Никаких резких телодвижений общество больше не потерпит. Плавность, размеренность, от которой мы так отвыкли в лихие девяностые и шальные двухтысячные. Это приведет к осознанию готовности к событиям, которые невозможно предугадать, но можно предвидеть. И, прежде всего, к событиям чрезвычайным, реагирование на которые должно быть всеобщим. К таким как природные катастрофы планетарного масштаба. Выбор сценариев поведения будет крайне важен, потому что в таких ситуациях единственной опорой для человека станет его духовный мир. Когда люди осознают все одинаково – они сила, вместе мы можем выжить. 

Публичность и открытость требует не просто объявлять заранее о своих действиях, а объявлять о своих мыслях. И не дай Бог, если намерения будут поняты неправильно и их посчитают экстремизмом. Информационное общество этого не потерпят. А навыки публичности воспитываются много лет. Вообще, для формирования полноценного члена общества уже сейчас требуется 20-25 лет осознанной подготовки. Так что начинать учиться публичности надо было еще вчера. Свои жизненные ценности надо уметь грамотно транслировать, это основа безопасности. 

В ситуации когда экономика становится инфраструктурной, а управление остается директивным, нас будут трясти постоянные кризисы еще лет тридцать. Бог един, а пути к нему разные. Религии, как путь к Богу,  носят национальный культурный характер. Сохранится непонимание единства Бога некоторыми народами и концессиями. Их попытки объявить своего Бога главным будут приводить к конфликтам. Но в целом цивилизация будет ознаменована сближением различных религий. В переходный период значение религии будет возрастать, а влияние уменьшаться в силу засилья безбожия благодаря масскультурам и идолопоклонству в СМИ.  

Гдава 6. Элита будущего или будущая элита? 

Изменились мотивации создания социальных систем. В древности человек был защищен, пока он был в стае. Вожаки вели стаи, и страх отбиться заставлял людей их слушаться. Сейчас человек социально защищен, не зависимо от причастности к той или иной социальной группе. Мы себе даже представить не можем, что кто-то пойдет «в бой» по приказу  директора компании. Только в рамках трудового законодательства и за дополнительную плату.

Один человек не может сделать всех людей счастливыми. Он может только помочь обрести счастье близким ему людям, а для всех остальных – помочь создать такие условия, такую инфраструктуру, которая позволит им больше времени уделять заботе о себе и своих близких.

Отличительной чертой человека будущего является мера его персональной ответственности. Ответственности за себя, за своих близких, коллег, сограждан, за всю планету, за судьбу человечества.

«Я-технология» это прежде всего профессионализм. Если ты руководитель, то должен знать инструменты управления и уметь ими пользоваться.

Мы прекрасно понимаем, что невозможно вот так вот взять и мгновенно вырваться из мира дилетантов и временщиков. Для этого надо подготовить новое поколение управленцев, поколения людей «Я-технология».  Мы все обладаем фрагментальной подготовкой. Базовое образование при социализме, встряска девяностыми, закалка нулевыми. Практический опыт плюс обладание необходимым инструментарием позволяют создавать новые знания и продвигать их.  Наконец то в России формируются адекватные рыночные условия, появилась потребность в реальных знаниях и навыках.  Стала востребована теория, дающая осмысление действительности без коллективных иллюзий. Топ-менеджеры осознали необходимость уметь разговаривать и изъясняться со всеми, на любом уровне, от вахтера до президента. 

Чтобы «включить стадо» люди должны разделять идеи и двигаться в определенном направлении за лидером. Лидер должен показывать это направление, но еще необходимо соблюсти три фактора: массовость, престиж и полезность. Если массовость и престиж понимается в общем то всеми одинаково, то полезность – понятие сугубо индивидуальное. Это задача для маркетологов проекта. Надо выделить те функции полезности, которые может дать участие в массовом движении. Классифицировать участников и потенциальных участников по категориям так, что бы можно было донести до них «полезность» участия наиболее эффективно. Но мало знать. Кому и что может проект дать, важно еще и понимать, что они внесут в проект своим участием, что бы энергия движения возрастала, усиливая, а не «съедая» стартовый импульс. А потом дело за технологами и стандартизаторами – процесс обмена надобно наладить удобно, эргономично и с минимальной диссипацией психической энергии. Комфорт коммуникаций это уже вопрос престижа и залог притока участников движения.  

Глава 7. Люди новой элиты 

Подъем пассионарности в России конца 80-х начала 90-х 20 века привел с одной стороны к формированию истеблишмента, с другой к физическому вымыванию из страны наиболее активных пассионариев (криминальные разборки, вынужденная эмиграция). Политика перестройки сделала то, что не смогла сделать Вторая мировая война.  Страна потеряла активные «мозги», а вслед за ними продолжает терять деньги. По разным оценкам из страны «эмигрирует» до половины национального бюджета. Уходят деньги,  которые могли вернуть «мозги» на родину. Уповать на то, что вырастут новые не приходится. Идет демографический спад. Пассионариев надо «выращивать» искусственно. Выращивать с детства, через обучение, воспитание и пестование.

Принцип «Я-технология» это, прежде всего, осознания личной причастности к жизни, личной ответственности перед планетой. Ответственность и личная эффективность в действиях. Фактически это принцип пассионарности, вернее интеллектуальной пассионарности. Пассионарий – носитель идеи и энергии, позволяющей совершать действия и увлекать за собой людей, подвигать мир. А подвиг сам по себе пропагандирует идею и отношение к миру. Современный руководитель, носитель идеологии «Я-технология», должен не просто «делать», но еще и показывать всем, что он делает, куда он все двигает.

Моральный кодекс «Я-технология», интеллектуального пассионария, предусматривает постоянную оценку своей эффективности. А значит и действовать надо эффективно, т.е. владеть современными технологиями личной эффективности. Этому приходится учится. Конечно, задача общества и, в частности, ВУЗов воспитывать интеллектуальных пасионариев, разрабатывать эффективные технологии жизни. Но прежде всего это задача самих людей, осознающих свою ответственность, свой статус.

И  начинать надо с управления основными личными ресурсами – временем, энергией, информацией и интуицией.

Управление временем – это управление работоспособностью, биоэнергетикой. Это технологии работы с биоритмами и гиперкомпенсацией, техники историографии и формирования стереотипов успешности.

Управление энергией – это управление хоризмой, взаимодействия с людьми на энергетическом и невербальном уровне. Это технологии выстраивания сбалансированных границ энергетического пространства с людьми, правила гигиены, здорового питания и режима жизни.   

Управление информацией – это умение структурировать инфопотоки, выделять главное и отбирать нужное. Для этого надо иметь систему правильных ценностей и мировосприятия.  А отсюда создается система классификации и ранжирования информации. Овладевший этими навыками человек буквально на автомате вычленяет нужную ему информацию из внешних потоков для «заполнения ячеек» мировосприятия. У него вырабатывается собственная безотказная биологическая система поддержки принятия управленческих решений. 

Управление интуицией – это умение предвидеть последствия своих действий и бездействий. Умение строить цепочки добавленной ценности (не путать со стоимостью), выделять побочные продукты и отдаленные последствия поступков. Это карты стекхолдеров и диаграммы отношений. Философия социального клошарства и эзотерические знания (без всякого оккультизма).

 «Я-технология» это прежде всего вопрос статуса, социальной роли и личного подвига. Подвиг в православии сродни подвижничеству – осознанное дело всей жизни, а не минутного порыва. Для этого надо уметь отфильтровывать цели и личные потребности, не соответствующие личному подвигу. Смысл подвига в изменении мира. Подвижничество подразумевает внешнюю трансляцию своих идеалов, но для этого образ человека «Я-технология» должен соответствовать идеалу успешности. Поэтому, кроме личной эффективности, надо учиться управлять и своим имиджем – внешним видом, здоровьем, работоспособностью. Управлять своим Я, а не подавлять его. Надо осваивать PR-технологии, навыки публичности, личностного роста, правильного общения. Т.е. успешно выстраивать коммуникации и их последствия. Надо уметь справляться с повышенными нагрузками, которых требует подвижничество.

Следовательно, надо тренировать физическую и психическую выносливость, учиться быстро реагировать на внешние раздражители. Быстро определять статус людей и формировать отношения с ними, не впадая в ступор, не задумываясь и не переходя границы морали и этики. Современные технологии позволяют довольно быстро освоить эти навыки.

Постоянное повышение своей компетентности и применение полученных навыков на практике для достижения своих целей, исполнения выбранного подвига требует так же четкого планирования своей жизни. Вернее жизненных целей. А это значит не только постановка целей, но и поиск источников повышения компетентности, способов их приобретения и форм использования для своих целей, неразрывно связанных с благом человечества.

Для «Я-технология» естественно разделение морально-этических норм  общества. Не локальное сотрудничество, а глобальное взаимодействие с социумом,  выполнение своих социальных обязанностей. И прежде всего обязанностей, принятых на себя добровольно, из внутренних своих убеждений – семейных, гражданских, общественных.

Как гражданин, человек «Я-технология» обязан иметь соответствующий набор знаний в области правовых и юридических взаимоотношений в обществе. Быть профи в своем деле.

Новая элита только формируется. Поведение перестало быть атрибутом статуса. Наоборот, статус стал атрибутом поведения. Это неотъемлемое свойство новой элиты. Подход к себе, как к проекту, проектирование соей жизни, осознанная пассионарность требуют подчинение линии поведения выбранной идеологии.  На самом  деле это глубокая морально-этическая проблема, действовать не в соответствии  с внешним статусом, а в соответствии с внутренним. Вспомним многочисленные фильмы про командиров атомных подводных лодок. Как поступать, если в пакете приказ о боевом запуске ракет – в соответствии с рангом или в соответствии с парадигмой выживания человечества? Где здесь истина, а где - правда? То,  что диктуется рангом, может не соответствовать реальной ситуации. Мир слишком быстро меняется. А то что диктуется убеждениями может быть ошибочным. И в этом весь парадокс. Человек принимает решение самостоятельно. Он совершает моральный подвиг и поднимается в своем статусе до уровня элитарности. Элитарности своего мышления.

В социуме статус имеет большее значение, чем время. Время начинает иметь значение только тогда, когда оно влияет на статус, изменяя или сохраняя его. Статус определяет отношения. Атрибутом статуса всегда является набор ценностей. Их разделение, как сигнальная система, всегда подтверждает статус. Природа человека такова, что он живет смыслами и несет разумное начало, противостоит наступлению хаоса. Когда человек перестает формировать смыслы, т.е. перестает разделять ценности, он начинает терять статус изнутри. Люди сами это чувствуют. Они становятся раздражительными, несут деструкцию в отношениях и, в конце концов,  выходят из своего социума, обретая новый статус и новый социум. Такие люди порой сами не понимают причин своей раздражительности. Они пытаются уравновесить хаос внутри себя, создавая хаос во внешних отношениях. Идет деструкция личности. Не будем сейчас рассматривать причины такой апатии. Важно понимать, что внешними воздействиями внутренний статус не восстановить. Такие могут придти к гармонии только уравняв свой внутренний и внешний статусы. Часто они вынуждены начинать социальный подъем сначала, с нового статуса, часто гораздо более низкого. Но обычно инерция социума такова, что отторжение происходит только в момент развала или деградации самого социума. Типичный пример – развал компаний по вине их руководителя (Бизнес просто не выдерживает амбиций собственника).

Глава 8. Сотвори себя сам

Предпринимательство это удовлетворение личных амбиций за счет своего дела. Целью предпринимательства является статус.

Бизнес это дело как финансовый инструмент. Свои амбиции удовлетворяются за счет финансовых результатов деятельности. Целью бизнеса является прибыль.

Предпринимательство это прежде всего малые предприятия, бизнес – это, в основном, крупные компании.

Малому бизнесу характерен прямой контакт руководителя при управлении на всех уровнях, но «действие = противодействие». В малом бизнесе идет постоянный физический и эмоциональный контакт, нельзя спрятаться за «систему» и приходится тратить много психической энергии. Такая практика съедает ресурс внимания. За ежедневной суматохой уже не видно, куда на самом деле идет движение. Движение идет за счет движения. В этом замкнутом круге о процесс становиться самоцелью. «За деревьями не видно леса». О стратегическом управлении, о долгосрочной стабильности думать некогда. А потом удивляемся, что три четверти компаний  не доживают до четырехлетнего юбилея. Отчеты городской администрации по малому бизнесу изобилуют компаниями, которые не ведут хозяйственной деятельности. Их бросили.

В крупном бизнесе ситуация иная. В нем создаются условия для направления деятельности людей. Работа линейных менеджеров в крупном бизнесе по своему стилю мало отличается от работы руководителей малого бизнеса. Но у них есть одно преимущество – за них думают, куда идти и что делать завтра. Они работают в системе внешних мотиваций.

В чем же разница? В размере? Нет, в наличии ресурса, который можно тратить на стратегическое развитие. У крупного и даже среднего бизнеса он есть. А у малого нет. В чем же выход? Ответ банален – в понимании, что долгосрочное выживание требует долгосрочный вложений – вложений в инфраструктуру.   

Это как в физике: шар, лежащий на ровной доске можно сдвинуть другим шаром; а можно наклонить доску. В первом случае результат не прогнозируем, и зависит от профессионализма толкача. При этом масса шара определяет его сопротивление.

Во втором случае процесс управляем, кинетическая энергия строго дозируема. Основной движущей силой является поле тяготения, а масса шара сама дает энергию движению.

В малом бизнесе таким полем тяготения является инфраструктура развития территории и её регуляторы. Не бизнес-образования, советы, сообщества и прочие надстройки над производственным базисом, а новое качество производственного базиса, которое он получает через инфраструктурные связи. Это как дорога со светофорами и разметкой – срезу понятно, куда и как ехать. Общество конечно не запрещает частную инициативу – хочешь ехать по бездорожью – пожалуйста, но эвакуатора не будет. Для тех, кто хочет быть полезен социуму – пожалуйста, вот дорога и новый асфальт. И сотрудникам то же понятно, куда и зачем идти. Вместо износа одного человека получается взаимное движение многих.  Как в физике – если шар двигается сам, то энергию надо тратить лишь на корректировку его курса. Это выгодно обществу.

Формирование лидеров в уходящем мире, к сожалению, есть просто способ самореализации личности в группе. Этим, часто, просто пользуются люди, которые не могут самореализоваться самостоятельно.

Что бы у людей сформировались принципы «Я-Технология», надо приложить много усилий, как самим людям, так и обществу. Эта тенденция явно прослеживается в нашем мире издавна. А сейчас даже более явственно. Вспомним этимологию слова «герой». Количество фильмов про суперменов растет не по дням, а по часам. Общество явно чувствует свои потребности. «Выращивание» людей на ценностях «Я-технология» в эпоху интеллектуализма это задача и ВУЗов. Уже опасно стало полагаться только на биологические механизмы и ждать всплеска пассионарией. К тому же в  стадии роста пассионарности, герои-пассионарии уравновешиваются антигероями (в простонародии называемые «быдло») и это процесс малоуправляем. А в условиях, когда в руках человечества есть ядерные технологии – это просто смертельно опасно.

При формировании пассионариев  на принципах «Я-технология» путем  воспитания и обучения – совсем другое дело. Такой процесс хорошо смоделировали братья Стругатские в «Полдне ХХI века», его описал г.Юнг в архетипе культурного героя. И в экономически развитом мире такая тенденция воспитания интеллектуальных пассионариев превалирует уже более двадцати лет. Этому способствует и концентрация капитала у олигархии. Перекрытие доступа к сырьевым источникам и материальным ресурсам во всем мире стимулирует процесс распространения принципов «Я-технология» как новый виток классовой борьбы. И только сейчас стимул недоступности ресурсов начал работать позитивно. Большое количество наций, находящихся на более низких стадиях технического развития цивилизации, уже сейчас вынуждены находить пути выживания в условиях без доступа к сырьевым ресурсам. И здесь есть положительный опыт – феномен развития стран с альтернативной экономикой, которые поднялись не имея богатых полезных ископаемых и других природных ресурсов. Вы и сами знаете массу таких примеров, да и далеко ходить не надо, например наш северный сосед – Финляндия.

«Я-технология» это мышление категориями своей эффективности, а не своим статусом. Человек не может считаться носителем идеологии «Я-технология», если его цель – только публичное подтверждение своих возможностей. Все мы в детстве смотрели мультфильм про медвежонка-хулигана, который клал камушки в мешочек за каждый добрый поступок. Когда мешочек наполнился, мишка уже начал думать и жить другими, гуманистическими категориями.

К сожалению, став взрослыми дядями и тетями, многие продолжают складывать «камушки в мешочке», так и не научившись жить по правильному. Люди копят дипломы, награды, звания и научные степени, «пишут» безупречную биографию и карьеру. Одним словом демонстрируют потенциал, а не дело. По сути - это временщики, иллюзионисты. На выходе их дел тоже иллюзии – дипломы и награды, а не польза обществу. Их биографию пишут не люди, которым они помогли, а они сами, скрупулезно подтверждая каждый чих свидетельством и документом. Ну, совсем как у Жванецкого «Тьфу! – Плевательница!». Такая точка зрения была даже до 2009 года отражена в модели «Премии России по качеству», когда потенциал компаний ценился выше, чем их реальные дела. Сейчас все изменилось и становится на свои места.

«Я-технология» - это всегда мониторинг своей эффективности и надо учиться инструментам такого мониторинга. И нашим ВУЗам, вслед за  европейскими и американскими, придется отходить от старых стандартов обучения, когда каждому дается одинаковый «кусочек» потенциала и живи как хочешь. Люди разные и потенциал «Я-технология» у каждого свой, со своей направленностью. Уже пора давать людям не «рыбу», а «удочку» для вытягивания своего потенциала. Учить людей технологиям самореализации, а не использованию шаблонных знаний.  Вспомним Библейскую притчу про талант – каждый им распорядился по своему. Уже пришло время не управлять раздачей талантов, а управлять их использованием. Слишком мало на Земле «талантов» в загашнике осталось.

Наша система образования говорит – «твой талант – вот он». А надо говорить «твой талант – используй его здесь».  Надо давать «удочку» и показывать «поляну», где можно применить свой потенциал. Любая модель бизнеса включает в себя четыре составляющие: территория, игроки, их статус и правила игры. Людям сейчас надо давать базовый статус и объяснять правила игры, а не ставить их в стойло, в «стройные ряды строителей капитализма». Надо повышать вероятность раскрытия потенциала у людей и давать им возможность добиваться того статуса, который они сами хотят получить. Общество при этом реализует правила, что бы на его земле творились блага.

Собственно такова же и роль государства в отношении бизнеса – установление и поддержка правил игры на своей территории. Просто государство еще не научилось этого делать в условиях глобализма. Вместо этого государство дает бизнесу потенциал и говорит: «Давай, давай! Работай! И помоги мне установить рамки для твоей деятельности…». А потом хором  удивляется массовой коррупции и своей антимонопольной импотенции.

При таком раскладе у бизнеса мотивация к эффективности пропадает: статус не надо зарабатывать, он уже дан в виде ресурса!

А так хочется представить себе картинку… Стадион, на базовой дорожке в низком старте разные бизнесы. Путь, куда бежать, четко размечен белыми краями дорожек. Государство в форме арбитра. Правила бега высвечены на табло. Старт по свистку. Победителю – котелок с кашей и гравировкой сбоку «Государственный ресурс» - и «флаг в руки»! А на трибунах хором скандируют потребительские объединения граждан…

Только одно «но». В государстве чиновники тоже люди и принцип «Я-технология» им конечно не чужд, но и не близок. Люди сидят на ресурсе, а перманентный ресурс, даже в виде гарантированной зарплаты, развращает. Борьба за причастность к власти, к «великому», несовместима с делами, она ведется на уровне отчетов и биологически изживает активных, творческих носителей идеология «Я-технология». И никаким приказным порядком извне ситуацию не изменить. Должны или прийти новые люди, носители идеологии «Я-технология» или случиться чудо внутреннего идеологического перерождения штатных чиновников. Это вопрос воли всевышнего и взаимозависимости на уровне планеты. Недаром наших коррупционеров стали пресекать за рубежом через недвижимость и банковские счета.  

Глава 9. Искусственная пассионарность 

В любом творении человека, как говорил Лев Гумилев, есть три обязательные составляющие:

  1. Ремесленный труд
  2. Пассионарное начало
  3. Культурные традиции.

Ремесленный труд  - инструменты, которые используются для управления собой, своим временем, силами, вниманием, своим делом.

Пассионарное начало – появление людей, носителей идеологии «Я-технология»

Культурные традиции берут начало в национально-этнических традициях народов, живущих в Северо-Западном регионе России.

Правящая элита всегда выстраивала систему воспитания и формирования социального статуса. В условиях постиндустриальной цивилизации на территории Евразии, которую сейчас занимает Россия, рождается новый этнос, толчок которому дала вся истории России. Новый этнос ставит перед каждым человеком вопросы, на которые приходится отвечать не всегда лицеприятно. Это вопросы: «Как я живу?» и «Как я буду жить?». Вопрос  воспитания интеллектуальных пассионариев, носителей идеологии «Я-технология», актуален еще и тем, что у человечества закончился ресурс генофонда. Качество генов у нас резко упало. Войны, стресс, глобальная миграция вирусов, техногенное загрязнение среды обитания, искусственная генная модификация природы сделали свое дело. Изменился состав генов, набор хромосом.  Люди стали рождаться больными и слабыми. Продолжительность жизни увеличилась за счет её качества. «Кривое дерево дольше скрипит». Снижение доли физического труда пока позволяет человечеству выживать, но плохая наследственность влияет и на мозг. Пора думать о том, как сохранить то, что еще может думать. Дети индиго уже не феномен, а фактор биологического расслоения общества. То, что еще есть ценного в мозгах, надо направить на благо общества и их носителей. Мы уже не можем себе позволить растрату человеческого потенциала, способного на пассионарную деятельность. Человечеству не нужны неуправляемы подвиги и бахвальство. Человечеству нужны подвиги в истинно духовном смысле - как подвижничество. Подвижение всей своей жизнью общество к устойчивому, благословенному развитию.   

Мы берем те требования и профессиональные характеристики, которые есть на западе, как основа долгосрочной стабильности бизнеса и преобразовываем их через инструменты управления в профессиональные критерии для себя, достигаем их. И учим соответствовать этим критериям тех, кто осознает, что даже самый стабильный бизнес надо развивать, формировать целые территории экономичсекого благополучия. Иначе, в условиях интеграции в мировое сообщество, можно проиграть конкуренцию. И не только в бизнесе. Мы это печальное явление видим и в спорте, и в политике, и в идеологии.    

Глава 10. Умноград  

Социально-активный человек голосует за свои ценности рублем. Готовность платить за защиту своих интересов (деньгами, делами, временем) определяет социальную активность. С такими людьми считаются потому что они могу как дать, так и забрать ресурс. А если человек социально пассивен, его мнение никого не интересует. Он и так будет идти от стойла к стойлу.

Развитие общественной формы движения, присущей человеку, предусматривает создание поддерживающих общественных институтов. Гражданская инициатива это форма проявления патриотизма. Гражданскую инициативу реально может проявлять только средний класс, у бедных нет на это денег. Если нет среднего класса, значит, нет и патриотов. Есть только молча сочувствующие патриотизму люди, которые не рискуют проявлять свои чаяния, так как это проявление их быстро отбросит за черту бедности. А государство без патриотов это не государство, а бизнес.

Мы все участники жизни. Например, банкротство или реструктуризация компании – это разрушение социальной системы, локальное микроразрушение капсулы цивилизации. Переход компании из состояния «А» в состояние «Б» - это не только потерянные деньги бизнеса, но и душевные тревоги людей. Долг «Я-технология» - сглаживать такие моменты, помогать людям адаптироваться к новой реальности.

«Я-технологии» это миссии, которые не позволяют цивилизации гибнуть как на локальном, так и на глобальном уровне. Что бы вести людей за собой не обязательно иметь статус и харизму. Достаточно иметь совесть и меру ответственности. Вспомним боярина Минина, который пошел за мясником Пожарским. Подвиг предпринимателей, носителей «Я-технология» в том, что они создают локальные ячейки цивилизации, предотвращая хаос и гибель людей, прежде всего их моральную, духовную гибель.

 Глава 11. Говори, чтобы я тебя увидел 

Для Сократа, лексикон это прежде всего сигнальная система «свой-чужой». Самый яркий пример – феня (блатной сленг) или «по имени-отчеству» (сленг чиновников). Это необходимо для уходящего общества как способ защиты перманентного ресурса. Без дарованного ресурса старый мир не способен выжить. Они не умеют искать и осваивать ресурс. Они умеют его только делить и отбирать.

 Принцип «Я-технология» определяет лексикон как инструмент разделенного видения, технологию снижения транзакций и быстрого выхода на взаимопонимание. Принцип «единый язык в Солнечной системе». У людей «Я-технология» уже вырабатывается единый мировой лексикон, в котором глобализация это синоним ответственности. А ответственность это синоним статуса. Статус человека уже определяется той мерой ответственности, которой он руководствуется и которую он умеет транслировать людям. Это способ выживания в условиях истощения природных ресурсов. Способ вместе искать ресурс «из ничего», вместе его осваивать и вместе пользоваться общим благом.  

Заключение к четвертой части. 

Митрополит Сурожский Антоний сказал: «Мы должны нести в мир веру…»  Мы являемся носителями русской духовной культуры, с её свойствами, с переживанием Бога как предельной красоты, истины, и правды, и жизни, воплощенными в богослужении, в благоговейном его совершении. Это наш подвиг, которому надо учится и грамотно его совершать.

 

Об авторах: 

Бойцов Андрей Александрович http://www.ismss.ru/index.php?page=ISMSS_Boytsov 

Баринов Владимир Борисович 

Электронная почта: ismss@list.ru

Бойцов Андрей Александрович Институт ИнСУСС СПб бизнес тренинги семинары консультации

Экономика

Новые экономические идеи

Как нам обустроить Россию

Что делать в кризис

Как нам расширить ЕАЭС

Баланс интересов стран и народов

постиндустриальная экономика