Убить Газпром
Теги: Трансформация рынка газа в авторитарных странах.
Что из себя представляет Россия в экономическом плане сегодня? Это несколько крупных (мировых) корпораций, отвоёвывающих себе место под солнцем. В первую очередь – это энергетические компании. Из энергетических компаний наибольший потенциал у Газпрома, как у корпорации, которая имеет уникальные технологии в газовой области.
Значение Газпрома для государства трудно переоценить. Например, в 2013 году ВВП РФ составил около 70 триллионов рублей. Оборот Газпрома - около 5,6 триллиона рублей. Налогов в России было собрано всего - около 22 триллионов рублей. При этом Газпром перечислил налоговых отчислений чуть меньше 2 триллионов рублей. Т.е. доля налогов Газпрома составила около 10% от всех собираемых налогов в России.
Для справки: в 2007 году Газпром заплатила 980 млрд руб. налогов и прочих платежей; в 2009 году — 1,1 трлн руб.; в 2011 году — 1,7 трлн руб.; в 2013 году — 1,8 трлн руб., в 2014 году — 2,063 трлн руб.
По различным прогнозам, в 2015 году объём доли налогов Газпром а будет еще выше благодаря резкому изменению курса рубля. Если налоговую базу увеличат, то в 2016 году государство «отберет» у Газпрома дополнительно около 250 млрд. рублей.
Выполняя роль «дойной коровы» для государства, Газпрома в данный момент имеет крайне шаткое экономическое положение. Общий объём добычи упал в 2014г. до 432 млрд. кубометров (в 2006г. – 546 млрд. кубометров). Экспорт в Европу и Турцию – 147 млрд. кубометров, экспорт в СНГ – 42 млрд. кубометров, внутренний рынок – около 243 млрд. кубометров. Цены на экспортные поставки снизились за последние годы в 2 – 2.5 раза. Резко возросли политические риски, что сказывается на инвестиционных активах. Внутренние цены не растут в связи с жёсткой конкуренцией с другими компаниями (а их в России более 250-ти), добывающими газ и имеющими право продавать его ТОЛЬКО на внутреннем рынке.
В данный момент складывается наиболее благоприятная ситуация для того, чтобы серьёзно ослабить глобальное влияние Газпрома за счёт резкого снижения объёмов добычи газа и падения объёмов поступающих к нему денег (может быть даже на уровень ниже операционных затрат). Для этого необходимо лишить монополиста ресурсной подпитки на внутреннем рынке, т.к. внешняя политика РФ и так лишает Газпром возможности маневра. Таким образом, сработает экономический леверидж, монополист лишится стратегического резерва развития и останется один на один с внешними покупателями. При этом важно не замещение Газпрома на внутреннем рынке другими газодобытчиками, при котором позиции монополиста могут быть восстановлены в директивном порядке со стороны государства, если будет единая сеть газоснабжения. А вытеснение с энергетического рынка России как Газпрома, так и других ресурсо-добывающих компаний.
Основное направление действия – работа с малой энергетикой и создание локальных, не связанных между собой, энерготочек. Стратегия при этом должна развиваться в двух направлениях: производство биогаза и использование местных типов топлива.
Первое направление - производство биогаза за счёт отходов сельского хозяйства и ЖКХ -должно составить до 90 млрд. кубометров (общий потенциал для РФ).
Второе направление - замещение использования газа в ЖКХ другими типами топлив, в первую очередь – местными (пелеты, торф, бытовые отходы, тепловые насосы и т.п.) – должно составить в пересчете на газ до 50 млрд. кубометров.
При системном и комплексном подходе за счет инвестиций в малую энергетику возможно в течении ближайших 7-10 лет произвести замену до 50% объёма газа, продаваемого Газпромом на внутреннем рынке. Что вызовет падение добычи и продаж Газпрома до уровня в 290-330 млрд. кубометров. Данные объёмы однозначно вызовут проблемы в Газпроме и приведут к изменению структуры добычи и распределения газа, прежде всего в экспортном направлении, с плавным переходом к потере влияния на ценообразование.
Дополнительно можно просмотреть проекты в области средней (станции в 10 - 50 МВт) и крупной (станции от 100 МВт и выше) энергетики, которая будет работать на газе от альтернативных поставщиков газа. Возможен запуск проектов по строительству небольших ГЭС, мощностью 0,5-10 МВт – для замены газа в соответствующих районах России. Общий потенциал замены и замещения газа Газпрома по этим проектам – до 30-35 млрд. кубометров в год.
|