Что изменилось за 3 тысячи лет?
«Для своих - все, для чужих - ничего, для странников – закон». Древняя семитская пословица четко показывает структуру бизнес-отношений: территория (поляна), состав игроков, их статус и правила игры (законы отношений). Их динамику несложно описать. Это сделал американский ученый Дениэл Канеман, за что и был удостоен Нобелевской премии. Самое главное – это терпение и последовательность достижения целей. Выигрывает тот, кто четко понимает статусы игроков, поляну и правила игры.
Затраты на создание рынка велики, этот процесс продолжителен. Капиталисты идут на любые ухищрения, чтобы их снизить. Например, в девяностые годы Голливуд передал в российский кинопрокат бесплатно 80 фильмов. Зарабатывая на их прокате, нашенские прокатчики за десять лет приучили зрителя к ценностям и стилю американского кино. В двухтысячные годы наш рынок «созрел» для «шедевров» Голливуда и стал приносить деньги уже американцам кинокомпаниям и турецким прокатчикам. Мы проиграли рынок киноиндустрии не только на уровне денег, но прежде всего на уровне ценностей. Российское кино при этом упало до уровня мыльных опер с «жевательными» ценностями. «Для чужих – ничего».
Формула бизнеса?
При составлении когнитивной модели бизнес-среды важно рассматривать четыре дисциплины:
- теория моделирования;
- теория систем;
- системный подход;
- системный анализ.
При этом основополагающим фактором как раз является системный анализ. Но все по порядку. Начнем с теории моделирования. Есть два принципа построения моделей. Методом индукции и методом дедукции. Что бы их освоить, необходимо принять на веру два постулата:
1. Мир существует объективно, вне нашего сознания.
2. Мир познаваем, т.е имеется возможность адекватного отображения мира в нашем сознании.
Мы понимаем, что познание есть процесс освоения знаний, но знания надо где-то доставать. И для этого используется как раз методология познания, состоящая всего из трех частей: опыт + интуиция + проверка на практике. Человеку свойственно все начинать с интуиции: авось, небось, да как ни будь…В результате получается познание методом проб и ошибок. Моделирование было придумано как раз для снижения издержек проб и ущерба от ошибок. Моделирование есть процесс использования преимуществ интеллекта перед грубой физической силой. Учимся на чужих ошибках, обобщаем, строим модель как мироощущение, проверяем на практике, учимся уже на своих ошибках и все это называем методом индукции, где в основе лежит опыт. Дедукция имеет в основе интуицию – зная общее мироустройство, догадываемся как устроен мир в частностях и реализуем на практике свои догадки. Любой из этих методов в итоге приводит к созданию модели мира или его части.
Когда мы говорим о когнитивной модели мира, и в частности о когнитивной модели бизнес-среды, то понимаем, что это не статическая картина, а постоянный процесс абстрагирования и выявления существенных и несущественных признаков. Вообще модель это всегда упрощенная форма для исследования свойств мира. Она всегда содержит «ошибки», т.е. отклонения и траблы от объективной картины мира. Это неотъемлемая части любого упрощения. Однако процесс моделирования и призван снижать ошибки по мере накопления опыта. Правда при этом автоматически происходит усложнение модели и профессионализм исследователя в умении вовремя остановиться и начать новое моделирование, иначе модель грозит сравниться по сложности с миром и стать бесполезной из-за громоздкости параметров «вход-выход». Поэтому в моделях всегда стремятся отсеять не существенные признаки и добиться упрощения без потери сути. И такой процесс отсеивания называется «исследование модели». Он то, как раз, обычно происходит на практике.
Виды моделей определяются возможностями исследователе и сложившейся из этого картины мира. Если объект досконально исследован и до и после, то можно строить детерминированную модель объекта исследования. Это мечта любого ученого, но для бизнес-среды она останется мечтой, как призрак на горизонте. В условиях неопределенности, особенно рыночной и законодательной неопределенности, приходится иметь дело только со стохастическими моделями.
Рассмотрим фазы создания стохастической модели:
1. Качественная. Делаем вербальное описание составляющих модели (элементов системы). Описываем видимые взаимосвязи между элементами системы. Предварительно выделяем существенные и несущественные признаки. На этой стадии модель носит адаптивный характер, т.к. еще невозможно определить управляющие воздействия. Модель требует мониторинга.
2. Количественная. На этой стадии происходит замена «образа» объекта на его математическое описание. Делаем оцифровку элементов модели и их связей. Строим графы. Пишем соотношения. Подбираем математические инструменты для исследования. В идеале должно получиться нечто подобное: ax”+bx’+cx=f(x).
Мы не будем здесь рассматривать теорию хаоса, нечеткие множества, топологические соответствия и вероятность. Это вопрос компетентности исследователя, а не пользователя модели. Мы с Вами сейчас стоим на позиции пользователя. Нам с этим надо жить и работать, а не корпеть.
Поэтому переходим к теории систем. Структура компании, структура бизнес-среды, структура интегрированных бизнес-групп – это все отголоски системы, глобальной системы жизни человечества. С математической точки зрения, объекты этой системы – узлы и графы, связи – суть отношения. Вопрос только в определении рассматриваемых границ. Мы в данной работе ограничили себя Северо-Западным регионом и степенью принадлежности объектов к бизнесу. Однако учли при этом все свойства рассматриваемой системы:
1. Целостность. Система отделена от внешней среды, но есть её связь с внешней средой через множество входных процессов и соответствующий отклик через множество выходных процессов. Т.е. учитывается все, что входит, что воздействует и что система выдает. Границы бизнеса могут не совпадать с границами компаний и границами региона, границы компаний могут не совпадать с границами региона и т.д.
2. Структурированность. У системы есть подсистемы. Бизнес-среда состоит из множества интегрированных бизнес-систем (с различной степенью интегрированности по различным признакам), интегрированные бизнес-системы состоят из компаний (с различной степенью принадлежности по различным формам принадлежности), множество компаний в множествах интегрированной бизнес-систем пересекаются (одна компания может состоять в различных интегрированных бизнес-системах), компания состоит из индивидуумов и т.д.
3. Целенаправленность. Система имеет цель. Достижение цели есть критерий правильности функционирования системы. Цель находится вне текущих параметров системы, что обуславливает наличие в системе нелинейных взаимодействий (наличие совокупности «черных и белых ящиков»). Учитывается наличие факторов правовых и административных рыночных регуляторов.
Системный подход и системный анализ рассмотрим вмести, т.к. они неотделимы. Системный подход означает, что все то, что может быть исследовано, сводится к системе (а все, что не сводится – не исследуется до тех пор, пока не сведется). А системный анализ есть совокупность методов исследования всего, что сведено к системе. Бизнес-среда по определению является совокупностью объектов и субъектов бизнеса и отношений между ними. Базис и надстройка. Производственные силы и производственные отношения. Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Системный подход и системный анализ. Конструктивно это выглядит следующим образом:
1. Выделяем систему из внешней среды. Проводим на карте карандашом границу Северо-Западного региона, выделяем организации с соответствующими кодами ОКВЭД, не рассматривая социальные учреждения и государственные органы управления.
2. Определяем в системе «Бизнес-среда Северо-Западного региона» что на что воздействует.
3. Определяем как система «Бизнес-среда Северо-Западного региона» взаимодействует с объектами внешней среды, и прежде всего с родным государством (формализуем отклик).
4. Определяем «черный ящик», т.е. совокупность нелинейных взаимодействий. «Хотели как лучше, а получилось как всегда» В.И. Черномырдин
5. Определяем цели функционирования системы и их каскадирование. Читай экономические, социальные показатели, экологические и геополитические(кластерные) показатели.
6. Определяем количественную связь объектов системы и объектов внешней среды. Выявляем и оцифровываем тренды.
7. Создаем математическую модель. Фактически формируем зависимости KPI и KFI объектов от факторов управляющего воздействия, инструменты мониторинга состояния и т.п.
8. Проверяем соответствие получившейся модели типу системы (у на система стохастическая и модель тоже). Оценка текущего состояния+управляющее воздействие=прогноз будущего состояния.
9. Определяем методы исследования. Определяем факторы, дающие постоянный тренд роста, и «маршрутные карты» движения.
Фактически мы работаем в парадигме сложной системы: надсистема (внешняя среда) - подсистема (внутренняя среда). В сложных системах трудно определить их состав и цели. Приходится применять метод дифференцирования – разбивать надсистемы на подсистемы до момента выделения простых систем, за тем интегрирование и прогнозный анализ.
Вернуться к оглавлению >>>
|