И все таки она вертится! (итал.) Крылатая фраза, которую якобы произнёс в 1633 году известный астроном, философ и физик Галилео Галилей, будучи вынужденным отречься перед Инквизицией от своего убеждения в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.
Шкала потребления очень длинная. Человеку надо много, от чашки воды до колонии на марсе. Человек, как единственное на земле животное, имеющее в своем подавляющем большинстве личные кредитные счета, является конечным покупателем любого продукта сделанного на Земле другим человеком. Будь то буханка хлеба или ядерная бомба. Человек в итоге платит за все, напрямую или через налоги. Но на промежуточных этапах, заказчиком продукта и плательщиком выступают другие, не физические лица. И любой бизнесмен, глядя на шкалу потребления, всегда может сказать, какой её участок ему нужен для бизнеса. Это называется «границы транзакций». И в этих границах транзакций бизнесмен выбирает конкретных заказчиков, за чьи деньги он будет окупать свои инвестиции. А заодно и поставщиков, на которых он будет наживаться. Модель, которая описывает эти идеалистические отношения бизнесмена называется «планетарная модель бизнес-сообщества».
Бизнес-сообщество это объединение людей, занимающихся делом на определенной территории. Имеет внутренний регулирующий орган.
Профессиональное бизнес-сообщество это объединение людей, занимающихся делом в определенной сфере бизнеса. Имеет внутренний регулирующий орган.
Кластер – объединение юридических лиц, ведущих свою хозяйственную деятельность на определенной территории в определенной сфере бизнеса. Кластер не имеет внутреннего регулирующего органа, его регулирование осуществляется извне государственными или общественными структурами.
Интегрированная бизнес-структура (ИБС) это объединение юридических лиц, связанных товарно-денежными отношениями. Имеет лидера, объединяющего всех членов своей хозяйственной деятельностью и осуществляющего регулирование деятельности ИБС. Регулирование может осуществляться непосредственно или путем делегирования функций. Выделяются четыре базовых типа ИБС: товарно-сырьевые; технологические; управленческие; сетевые.
В условиях непредсказуемого или скачущего спроса задача ИБС кооперироваться и стабилизировать сбыт через мировые рынки. Поддержка таких сбытовых интерфейсов обеспечивает увеличение прибыли участникам, т.к. сырьевая экономика стабильна, а не сырьевая колеблется. В России мы не знаем развитых ИБС, они еще не выросли из холдингов и теневых картелей.
Инфраструктура ИБС – способ защиты от неопределенности. Здесь важно все, даже единая лексика, как возможность одинаково мыслить.
Слияние и поглощение?
Анализ компаний по внешним данным позволяет выявлять «разрывы» между транслируемым во вне имиджем и фактическим состоянием компаний по диагностическим моделям. Анализ связей по картам стекхолдеров дает общую картину ИБС, в которые входит компания и её роль в них. Следовательно можно получать картину бизнеса со всеми вытекающими последствиями для принятия управленческих решений. Российский бизнес пока еще не научился строить непрозрачные рыночные фасады и нетрудно считывается извне. Редко кто у нас применяет технологии комуфлирования бизнеса. Однако с началом активной государственной пропаганды инновационного фрейма, примеры комуфлирования реального бизнеса «рыночными фасадами» в форме бизнес-инкубаторов и инновационных центров уже перестали быть редкостью. Конечно, для опатного исследователя, умеющего пользоваться матрицами бизнеса и другими современными инструментами бизнес-аналитики, выявить реальный тренд таких компаний не составляет труда. Но для общественности – это просто активные вестники подъема экономики государства. Про общественные организации мы пока не говорим.
Общность инфраструктуры подразумевает общность методов управления и единую координацию для маневра ресурсами. Создание инфраструктуры это как переход от собирательства к земледелию и скотоводству, т.е. переход от разовой кормежки к постоянному источнику достатка.
Но это еще и общность мысли и общность языка. Состояние языка отражает состояние в отрасли. Существующий в России бизнес-язык, его раздробленность, вызывает непонимание и траблы в работе. Сообщество бизнеса, как и любой социум, стремится устранить разноречивость и сплотить своих членов через общность языка. Общность понятий. Например через обучение по программам MBA. Но МВА это не наш язык. Это язык крупных корпораций, и прежде всего, западных корпораций.
Форма ведения бизнеса?
Мой опыт показал, что накануне кризиса политика директоров некоторых пищевых компаний была, мягко говоря, на уровне смеси НЭПа и военного коммунизма. Например, для вхождения в торговые сети использовались проверенные прошлым веком два приема: административный ресурс города и откат с закупки. Самые рискованные не эффективные методы рыночной экономики. Никаких попыток использовать инструменты интеграции и позиционирования, цехового лобби и кластерных объединений, воздействий на монополии сетей через механизмы общества и публичность.
Вернуться к оглавлению >>>
|