РейтингMail.ru




Опять двадцать пять?

Грядет сложный парадокс раздвоения представления о том, что собой представляет современный человек и человек в будущем. Некая шизофрения, различие между поведением и менталитетом. Между способом выживания и моральными ценностями.  Новые ценности расходятся с манерами поведения. Поведение будет диктоваться старыми ценностями, а жизненные цели и сознание – ценностями новой цивилизации. При этом  поведение по иезуитскому принципу «цель оправдывает средства» нельзя рассматривать как догма. «Скорлупа цивилизации» рушится и на первый план выходит персональная ответственность человека, его личная роль в предотвращении хаоса. Здесь как нельзя более важна роль элиты нашего общества. Тот кто берет на себя ответственность за будущее, то автоматически становится не только элитой будущего, но и элитой настоящего. И мы уже видим, как это происходит и как начинает срабатывать закон перераспределения денежных средств от элиты прошлого к элите будущего. Следующий такой шанс будет нескоро. Степень принадлежности к элите определяется, прежде всего, степенью принятия на себя личной ответственности за судьбы людей.  

Поведение людей. 20 век – люди отгораживаются друг от друга, занимают территорию, ставят забор, толкаются, пинаются, не только конкурируют, но еще и соперничают во всю. Пытаясь захватить себе побольше ресурсов. При этом становятся одинокими, выстраивая вокруг себя не только физическую, но и моральную стену . Как в фильме Люка Бенсона «5 элемент» -подавился вишенкой, а на помощь позвать некого….

21 век – люди учатся быть полезными друг другу, сотрудничают и кооперируют.  Дружба становится лучшей конкуренцией… Но, как и всегда в социальных и биологических системах,  низшие организмы продолжают активно развиваться и теснить высших. Радует только то, что в условиях развитой цивилизации  низшие организмы получают благ меньше высших. Правда, до тех пор, пока не захватят систему и не установят в ней свои порядки.

2012 год становится водоразделом противостояния тех, кто идет по пути стяжательства, скрытности, и  тех, кто  предпочитают получать полное удовольствие от этой жизни, делать её лучше и самим возвышаться духовно и физически.

Люди активно разделяются на, тех, кто предпочитает жрать свою булку под подушкой и сетовать на её черствость, и тех, кто предпочитает радость открытой трапезы и свежего хлеба.  

«Капсула цивилизации» скрывает те низменные инстинкты, что есть у людей и позволяет стабильно развиваться обществу и бизнесу, как его части. Но малейший катаклизм (биржевая паника) разбивает эту капсулу и древний инстинкт самовыживания с его низменными мотивами выплескивается наружу в виде хаоса. И пока энергия хаоса не спадет, будет разруха. «Разруха не в парадной, а в голове». Длиться разруха будет пока одно цивилизованное состояние не перейдет в другое. Ущерб человечеству прямо пропорционален её длительности.

Сократить период хаоса можно только направив энергию людей в нужное русло. Это по силам только пассионариям, носителям идеологии «Я-технология». Это их главный подвиг – вести за собой растерявшихся людей. Вернее толпу, в которую они превратились из-за разрушения их социальной системы.  

Банкротство или реструктуризация компании – это разрушение социальной системы, локальное микроразрушение капсулы цивилизации. Переход компании из состояния «А» в состояние «Б» - это не только потерянные деньги бизнеса, но и душевные тревоги людей. Долг «Я-технология» - сглаживать такие моменты, помогать людям адаптироваться к новой реальности.

«Я-технологии» это миссии, которые не позволяют цивилизации гибнуть как на локальном, так и на глобальном уровне. Что бы вести людей за собой не обязательно иметь статус и харизму. Достаточно иметь совесть и меру ответственности. Вспомним боярина Минина, который пошел за мясником Пожарским. Подвиг бизнесменов, носителей «Я-технология» в том, что они создают локальные ячейки цивилизации, предотвращая хаос и гибель людей, прежде всего их моральную, духовную гибель.

 

Скованные одной цепью?

Человек, взявший на себя ответственность за свою судьбу и судьбу человечества, будет нести на себе еще бремя неудобств, связанное с тем, что большинство людей еще живет и мыслит парадигмами прошлого. Это неизбежный конфликт носителей идеологий «Я-технология» и «Мы-технология». Эта плата за право стать элитой будущего  в настоящем. Любой человек, который соответствует времени, своими действиями влияет на ход истории, на распределение информационных, человеческих и финансовых потоков. Закон денег гласит: делают деньги обыватели, собирает деньги мейнстрим, а распределяет деньги элита через истеблишмент. Человек, который  соответствуют идеалам будущего, в настоящем становится элитой. Становится тем членом общества, который получает вознаграждение в виде возможности изменять мир так, как он может изменять себя. А это высшее счастье любого творца.  Недаром в середине прошлого века А.Маслоу поставил потребность самовыражения на вершину своей знаменитой пирамиды. Кстати, в ней отражены древние эзотерические знания об устройстве мира.

Осознанное потребление означает продумывание заранее последствий принятых решений и планирование выхода из нежелательных ситуаций, которые могут возникнуть. Например изобретение солнечных батарей потребовало изначально применение сложных и экологически «грязных» технологий. Экономическая целесообразность превысила экологическую разумность. В дальнейшем технологии стали менять, но почему бы это не сделать изначально на опытных партиях. Вопрос в приоритете ценностей – что важнее, жизнь или деньги. Тоже происходит и у нас в стране с газоразрядными лампами.

Если мы принимаем решение, что то купить, то должны сначала продумать, как мы будем это утилизировать. Покупая вещи нам надо знать, что мы за них платим, кроме денег. Китай производит кучи «одноразовых» детских игрушек сомнительного качества. Они стоят дешево, но обходятся нам дорого – газ, нефть и энергия расходуются на то, что бы бросить на землю кусок пластмассы, цикл разложения которой несколько сотен лет. Земля не успевает регенерировать наши прихоти. Нам надо думать не только о цене, но и о ценности покупки. Цена не адекватна стоимости. Китайские игрушки дешевы не из-за дешевизны рабочей силы, а из-за низких накладных расходов. Их экологическое законодательство позволяет фабрикам работать без очистных сооружений и не тратится на защиту экосистемы. Покупая их игрушки, мы платим не только деньгами, но и чистым воздухом, питьевой водой, энергией и углеводородами. Ради того, что бы лишит себя еще одного куска плодородной почвы под грудой отходов. Это цена минутной прихоти и неразумного, безответственного потребления.

Индустриальная цивилизация передает в наследство горы мусора и проблем, которые нам с вами надо решит в переходный период – в ближайшие тридцать лет. Человечество нанесло себе и природе непоправимый урон, чего стоит только запуск генных мутационных процессов. Для начала надо хотя бы остановить вышедшие из-под контроля процессы. 

В нашей цивилизации инстинкт самосохранения,  который трансформировался из биологического в социальный уровень, перестает быть действенным механизмом биологического выживания человечества. В наступающей, постиндустриальной,  цивилизации, выживание связано с вырабатыванием нового, не примитивного, инстинкта самосохранения на принципах «Я-технология». Его основа – полезность для общества. Девиз «спасайся кто может» сейчас означает «прими смерть последним». Выжить это значит «один за всех и все за одного». Принцип на уровне разума старый, на уровне подкорки новый. Если новый инстинкт выработается, сначала на сознательном, а потом и на рефлексивном уровне, то человечество ждет долгое будущее, ничуть не меньшее, чем прошлое. Хотя по меркам нашей планеты десять тысяч лет это не срок.  

Дифицит природных ресурсов, пространства и, прежде всего, энергии, заставит не только экономить, но и изобретать способы обнаружения и привлечения ресурсов. Как не парадоксально, это вопрос информации. Она станет основным ресурсом.

Информация управляет потоками. Потоками людей, вещей и денег. Человек, управляющей информацией управляет миром.

Умение не просто увязывать свои интересы с интересами других, а осознание, что без такой увязки действия лучше вообще не осуществлять. Никаких резких телодвижений общество больше не потерпит. Плавность, размеренность, от которой мы так отвыкли в лихие девяностые и шальные двухтысячные. Это приведет к осознанию готовности к событиям, которые невозможно предугадать, но можно предвидеть. И, прежде всего, к событиям чрезвычайным, реагирование на которые должно быть всеобщим. К таким как природные катастрофы планетарного масштаба. Выбор сценариев поведения будет крайне важен, потому что в таких ситуациях единственной опорой для человека станет его духовный мир. Когда люди осознают все одинаково – они сила, вместе мы можем выжить. 

Публичность и открытость требует не просто объявлять заранее о своих действиях, а объявлять о своих мыслях. И не дай Бог, если намерения будут поняты неправильно и их посчитают экстремизмом. Информационное общество этого не потерпят. А навыки публичности воспитываются много лет. Вообще для формирование полноценного члена общества уже сейчас требуется 20-25 лет осознанной подготовки. Так что начинать учиться публичности надо было еще вчера. Свои жизненные ценности надо уметь грамотно транслировать, это основа безопасности. 

Развитие линейных и сетевых структур делает бесполезным прямое директивное управление. Сам принцип вертикальной иерархии, в котором процветало директивное управление, в информационном обществе перестает работать. Мы видим это по эффективности нашей власти. Формирующиеся горизонтальные связи и линейные отношения подразумевают новый источник управления.  Инфраструктурные коммуникации вытесняют столы чиновников и бюрократов.  А новые коммуникации определяют и новые методы управления. Вместо приказа «стойте справа, идите налево», слева включаем красный свет, справа – зеленый. Разница в результате.  Сейчас директивных и надзорных органов во всем мире много, они еще не умерли, а вот регулирующих мало и в основном они на межгосударственном уровне. В ситуации когда экономика становится инфраструктурной, а управление остается директивным, нас будут трясти постоянные кризисы еще лет тридцать. 2008 год это только стимул быстрее адаптироваться  к наступившим переменам.

Бог един, а пути к нему разные. Религии, как путь к Богу,  носят национальный культурный характер. Сохранится непонимание единства Бога некоторыми народами и концессиями. Их попытки объявить своего Бога главным будут приводить к конфликтам. Но в целом цивилизация будет ознаменована сближением различных религий. В переходный период значение религии будет возрастать, а влияние уменьшаться в силу засилья безбожия благодаря масскультурам и идолопоклонству в СМИ. 

 

За что боролись?

Демократия сыграла злую шутку с бюрократическим аппаратом. Она уничтожила единый верноподданнический вектор, сделав аппарат индифферентным к личности хозяина. Бюрократы стали диктовать свою волю обществу не будучи связанным с ним единой вертикалью верноподданства. В результате образовались два противоположных вектора – вектор административного давления и вектор гражданского неподчинения. Единство общества и власти распалось. Началось противостояние, медленно переходящее в противодействие двух сил – общества и власти. Реформирование общества непосредственно через власть стало невозможным из-за отторжения чиновничества. У общества осталось только два пути развития: либо отдельно от власти, либо разрушая бюрократическую чиновничью машину и реформируя власть. И тот и другой путь возможны только при наличии в обществе активной новой элиты. Как в роли реформаторов общества, так и в роли разрушителей бюрократии.

 

Налево пойдешь?

Идеология определяет реальность. Аналогия с водопроводом древнего Новгорода. В 13 веке строили так, чтобы можно бы починять. Экономика была настроена на ограничения физические, а не монетарные, вот и работает веками…В Петропавловской крепости на Заячьем острове при Петре 1 была специальная команда гайковертов, которые ходили обходом по всем мостам и равелинам и постоянно подкручивали все гайки. Сейчас уже не ходят, не починяют. А зачем. Общество ведь потребления а не пользования.

 

Против кого дружим?

Для современной Росси тематика качества жизни имеет особое значение и более глубокие аспекты, т.к. совпадает с происходящим сейчас становлением российского сервисного бизнеса и актуальностью развития территорий. Теперь успешное развитие требует и нового понимания, и новых технологий, и уникальных, но выверенных решений, особенно на фоне тех инвестиций, которые идут в сферы оздоровления, отдыха, строительства, социально-бытовую инфраструктуру, эко проекты. Эти новые услуги и продукты, а тем более существующие предприятия не могут быть эффективными без четкого понимания их сегодняшнего места на рынке и их нового клиента. В этом вопросе - фактически в вопросе «жизни и смерти» бизнеса - пока ещё применяются привычные и уже неэффективные принципы, что часто списывается на другой кризис - кризис маркетинга и управления.

Глобализация – путь инфраструктурного развития общества, а транс-национальные корпорации его стимулируют, отбирая себе природные ресурсы. Это стимул «от противного». Корпорациям-монстрам и правительствам развитых стран глобализация не нужна. Им нужен глобализм, т.е. глобальное господство над разрозненным обществом. Это залог их процветания и локального комфорта.   А глобализация лишает их маневра, возможности диктовать цены и присваивать блага. Но для человечества глобализация благо. Инфраструктурная зависимость обществ сохранит баланс цивилизаций и жизнь человечества на нашей планете.  Создание инфраструктуры это вопрос биологического выживания (т.е времени жизни) и способ быстрого привлечения ресурсов.

Первый шаг - развитие информационных систем и инфраструктуры транспортной логистики уже сделан. 

Второй шаг к глобализации это сознательная специализация территорий, кластерный подход. Это уже давно делается, но по принципу «Мы-технология». Как следствие – нещадная эксплуатация экологического потенциала планеты. Корпорации берут то, что выгодно в регионе, остальное бросают и загаживают отходами, прикрываясь догмой экономической эффективности. При этом экономику считают по тем параметрам, что выгодны бизнесу, без учета системного подхода и синергетики. Позиция временщика - «украл, выпил, в тюрьму». Но если она морально разделяется чиновниками, то обществу приходится жить в бараках и дышать гарью. Что мы и имеем в наших городах.

Пора исправлять ситуацию. Уже поздно думать «как бы чего не вышло»! Спасти человечество на планете, используя уже освоенные природные ресурсы, может только барон Мюнхгаузен. Жаль, что его подвиг по вытаскиванию самого себя из болота за косичку парика не смогли повторить ни политики, ни ученые.

Остается уповать только на человек нового времени, на его энергию, смекалку, самопожертвование. Нужны новые ресурсы, новые источники энергии.

Принцип «Я-технология» это энергия, выраженная в небезразличии, в ответственности и за сегодня и за завтра. В Европе это нашло свое подтверждение в принципах экологического подхода к территории. Если в России эко-бизнес это приход на неосвоенных земель, их загаживание и поиск новых неосвоенных земель. То в Европе эко-бизнес это приход на загаженные земли, их рекреация, облагораживание и превращение в место обитания человека. Принцип «Я-технология» в действии.

Специализация территории без её загаживания, создание инфраструктуры обмена благами, включение объектов бизнеса и социальной сферы территории в систему глобального обмена благами. Что может быть проще?

 

Я хороший, жизнь плохая?

Появившаяся сейчас острая необходимость бороться за финансовый результат заставила профессионалов признать, что большинство готовых решений, основанных на зарубежном опыте, не дает у нас ожидаемых результатов. Не стоит обольщаться и на счет исключительного первенства мирового опыта - ряд направлений, например маркетинг территорий, профессиональное управление в wellness и многие другие, находятся в самой ранней стадии развития во всем мире и так же переживают серьезный кризис.

 

 Вернуться к оглавлению >>>